Rambler's Top100
Вход для пользователейНа главнуюНаписать письмоПоискКарта сайтаРусская версия сайта
GPS / ГЛОНАСС мониторинг и управление транспортом и подвижными объектами
gps мониторинг транспортаПрименение
  Цены  
Оборудование
Партнерам
Новости
О компании
система слежения
 

НОВОСТИ ГЛОНАСС

 

17.10.2008
В.В.Путин провел совещание по вопросу развития системы ГЛОНАСС

На встрече обсуждалась текущая работа по развитию системы ГЛОНАСС.

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Добрый день! Пожалуйста.
Ну что, поговорим о том, как идет работа по ГЛОНАССу. Где мы сейчас находимся, перед какими проблемами стоим, какие уже есть решения.
С.Б.Иванов: Ну, может быть, я начну как куратор этого важнейшего проекта. За последнее время по всему проекту ГЛОНАСС произошли существенные позитивные сдвиги. Я не говорю о космической группировке. Мы Вам уже докладывали, что совсем недавно еще три новых аппарата выведены на орбиту. До конца года планируется запуск еще трех, после чего можно уже уверенно говорить о том, что вся территория Российской Федерации абсолютно надежно, полностью и круглосуточно будет покрыта сигналом ГЛОНАСС из космоса.
В.В.Путин: Сколько у нас будет аппаратов, 21 теперь?
С.Б.Иванов: 21. Это полная гарантия покрытия России, а для всего мира нужно 24 постоянно действующих аппарата, но мы хотим зарезервировать определенный потенциал, чтобы на орбите у нас было до 30 аппаратов, может быть, даже 26, а 3 - 4 - на Земле в качестве резерва. Но 24 работающих - это глобальное покрытие всего мира. Гарантированное покрытие.
В.В.Путин: И когда мы еще три запустим? Вот, до конца года будет 21.
Ю.М.Урличич: И еще 2 запускаем в 2009 году.
В.В.Путин: Два?
Два по три.
В.В.Путин: А, два по три.
С.Б.Иванов: Два по три. В каждом запуске по три аппарата.
В.В.Путин: И тогда у нас будет уже 27 аппаратов.
С.Б.Иванов: Да, 27. Но с учетом того, что старые выходят из строя и надо замещать, мы выйдем на 24 - гарантированно.
В.В.Путин: 24 будет на орбите? Хорошо. Это в следующем году будет, в конце следующего года?
С.Б.Иванов: Да, в конце следующего года. Теперь что касается главного сейчас, потому что мы не видим никаких проблем в изготовлении космических аппаратов, и, насколько я знаю, скоро в Красноярске Вы сможете воочию в этом убедиться. Самые большие проблемы - не хочу говорить «трудности», но это занимает определенное время, - это изготовление конкурентоспособной наземной аппаратуры потребителя. На сегодняшний день в Российской Федерации уже функционирует порядка 20 тыс. единиц такой аппаратуры. Это только в гражданском секторе экономики. Если говорить о спецпотребителях, прежде всего о Министерстве обороны, то в этом году на вооружение Министерства обороны уже закуплено около 15 тыс. таких приемников. Причем они как носимые - для человека, так и для установки на том или ином виде боевой техники - на боевых машинах, на танках, на самолетах и так далее.
Из 20 тыс. (комплектов) в гражданском секторе около половины - около 10 тыс. - установлено на средствах транспорта - самолеты, корабли, поезда. И около 10 тыс. - либо в частном владении, либо у муниципальных властей или властей субъектов Федерации. Уже во многих субъектах - я лично это видел в Сочи, Татарстане, Красноярском крае - главы регионов активно ставят эту аппаратуру на муниципальный транспорт, на транспорт дорожного хозяйства, на автобусы...
В.В.Путин: На медицинский транспорт.
С.Б.Иванов: Да, на медицинский транспорт. И многие губернаторы уже осознали преимущество системы ГЛОНАСС, потому что эта система позволяет сделать всю экономику гораздо более эффективной и прозрачной.
В.В.Путин: Она позволяет определить, где находится транспорт - на маршруте, не на маршруте, не совершает ли он какие-нибудь другие работы.
С.Б.Иванов: Да, если идет какая-то «левая» работа, такие факторы тоже уверенно фиксируются диспетчерами. Более того, Владимир Владимирович, я могу сказать, что уже есть масса случаев выявления слива топлива из баков.
В.В.Путин: Да, для охраны биоресурсов тоже эту систему важно использовать.
С.Б.Иванов: Да. Ну, и, помимо этого, может быть, генеральный конструктор Юрий Матэвич Урличич ответит на вопросы технического плана.
В.В.Путин: Пожалуйста, Юрий Матэвич (обращаясь к Ю.М.Урличичу).
Ю.М.Урличич: На сегодняшний день наша аппаратура применяется практически во всех хозяйственных областях. Можно сказать, что весь современный мир идет по этому пути. Это дает сокращение сроков, скажем, в геодезических работах в три раза, экономию на маршрутах - до 20%. Но, помимо этого, повышается и качество. То есть мы имеем безопасность, ряд других сопутствующих услуг, которые дают возможность более уверенно и комфортно осуществлять любую деятельность, а в первую очередь транспортную, конечно.
Помимо этого, система ГЛОНАСС дает возможность позиционировать не только объекты, которые используются в народном хозяйстве, но и различные биологические объекты. Этим мы тоже занимаемся. Хотя есть и ее аналоги, которые позволяют работать с дикими животными. Еще в 90-х годах мы делали эксперименты при помощи другой группировки КОСПАС/САРСАТ, которая также у нас развивается...
В.В.Путин: Это то, что на Дальнем Востоке с тиграми, да?
Ю.М.Урличич: Да. На самом деле симбиоз различных космических технических решений дает большую выгоду и в экологии, и в других отраслях. Но, конечно же, транспортировка особо опасных и ценных грузов - все это, несомненно, должно подчиняться тем же законам, о которых мы говорили.
Помимо этого, есть и другие применения. Автоприменение - всем понятно, в том числе и для персональных автомобилей. Появляется применение персональных навигаторов - то есть для грибников, охотников. Первые серийно изготавливаемые образцы в этом году появятся в продаже. Если в прошлом году Вы видели автомобильный навигатор, который уже имеется во многих магазинах и не является дефицитом, то теперь появится аналог персонального навигатора.
Следующий этап. Очевидно, что это для специального применения, скажем, для животных. На сегодня мы можем говорить о том, что эта задача решена. Она решена российскими фирмами. То есть ГЛОНАСС GPS-модуль сделан российской фирмой, как и сам прибор. Вся математика, которая для этого прибора нужна, также для связи через Интернет и передачи потом на коммуникатор хозяина или персональный компьютер - это тоже было сделано нами. Подобные вещи показывают технологический уровень компании. По заказу нашего института - Российского НИИ Космического приборостроения - фирма «М2М-Телематика» сделала подобную разработку.
С.Б.Иванов:
Евгений Александрович Белянко - глава этой фирмы. Это частная компания, которая стала заниматься микроэлектроникой.
Ю.М.Урличич: Сегодня можно сказать, что уровень этой разработки сопоставим с теми разработками, которые ведутся на Западе. Мы посмотрели 16 образцов их техники. Хочу сказать, что наш образец оказался лучше по ряду характеристик. Откровенно скажу, что мы брали лучшие срезы, которые есть, конечно же, старались сделать лучше.
Этот технологический прорыв будет использоваться в первую очередь для автотранспорта. Это самое массовое применение. Во вторую очередь - для транспортировки различных особо опасных грузов, ценных, жилищно-коммунального хозяйства.
В.В.Путин: Для жилищно-коммунального хозяйства - где?
Е.А.Белянко: Для мониторинга социального транспорта, для оперативного наблюдения за транспортом, для наблюдения за специализированными автохозяйствами, которые осуществляют вывоз твердых бытовых отходов, для всего, что движется, что нужно оперативно отслеживать, для того, чтобы диспетчерский центр был всегда в курсе, что происходит. Это всегда вопросы безопасности, потому что каждая система имеет тревожную кнопку, имеет голосовой канал связи с водителем, имеет датчики, то есть осуществляется полный контроль за транспортом.
В.В.Путин: Вы сказали и про животных тоже, да?
Ю.М.Урличич: Возможен такой вариант. Мы прорабатываем эти вопросы с МЧС, для собак, которые занимаются поиском в завалах.
В.В.Путин: Для своей собаки я могу это использовать?
Ю.М.Урличич: Да.
С.Б.Иванов: Должен сказать, что я несколько перебрал сроки, я еще этим летом обещал подарить ошейник для Кони. Справедливости ради надо сказать, что он был для этого готов. У нас просто не было возможности встретиться вместе с Вами и Кони, чтобы сделать этот подарок. Ошейник готов, мы готовы продемонстрировать, примерить и испытать его.
В.В.Путин: Попробуем?
С.Б.Иванов: Давайте попробуем.
<Е.А.Белянко: 170 грамм.
В.В.Путин: Нормально. Кони, иди сюда, подарок для тебя принесли.
Ю.М.Урличич: Вот электроника. Это ВМ-модуль, ГЛОНАСС-GPS. Он будет внутри. Это плата, которая находится здесь. Весь остальной вес - это фактически аккумулятор. И ноу-хау заключается в том...
С.Б.Иванов: В том, что это сделали только мы, больше нигде в мире этого нет. Когда собака на месте, не двигается, допустим, легла, извините, в луже где-нибудь в лесу...
В.В.Путин: Ну, у меня собака не поросенок, она в лужу не ложится.
С.Б.Иванов: Ну, в лесу. Тогда батарейка не работает, то есть происходит экономия энергии.
Е.А.Белянко: Есть специальный датчик движения, который отключает навигационную систему для экономии энергии. То есть если нет движения, координаты не меняются - незачем передавать, незачем тратить энергию.
В.В.Путин: А это что?
Е.А.Белянко: Это - при помощи различных устройств можно наблюдать за животным. В частности, вот здесь фиксировалась небольшая прогулка на лужайке перед домом. Самого здания нет, потому что здесь использована открытая карта.
В.В.Путин: Наденем на нее? (надевают ошейник на Кони)
С.Б.Иванов: Грустит. Вольная жизнь заканчивается, окольцевали.
В.В.Путин: Тебе нравится? (обращаясь к Кони). Ей нравится. Хвостом бьет - значит нравится.
Е.А.Белянко: Теперь надо, чтобы она где-то походила.

Источник Интернет-портал Правительства Российской Федерации

 

17.12.2010
Спутники ГЛОНАСС упали в Тихий океан из-за формулы заправки

Причиной падения спутников ГЛОНАСС-М был целый ряд ошибок, допущенных Ракетно-космической корпорацией «Энергия». Согласно выводу экспертов, к аварии привела ошибка в формуле заправки разгонного блока. Кроме того, комиссия пришла к выводу, что аварии можно было бы избежать, если бы испытания разгонного блока были проведены до запуска ракеты.

Причиной падения трех спутников ГЛОНАСС-М в Тихий океан 5 декабря стал целый комплекс системных ошибок, допущенных Ракетно-космической корпорацией «Энергия». Об этом в пятницу, 17 декабря, сообщил глава межведомственной комиссии по расследованию инцидента, генеральный директор ЦНИИмаш Геннадий Райкунов.

Комиссия, расследующая причины аварии, обнаружила, что РКК «Энергия» допустила ошибки в предварительных расчетах по заправке модернизированного разгонного блока ДМ-3. В результате в эксплуатационную документацию на космодром Байконур попала неправильная формула.

Это привело к тому, что масса окислителя (компонент топлива— сжиженный кислород), которым был заправлен разгонный блок, на 1–1,5 тонны превышала необходимый показатель.

В результате нерасчетного утяжеления головной части ракеты-носителя «Протон-М», включающей разгонный блок и три спутника ГЛОНАСС-М, ракета не смогла вывести спутники на орбиту.

Следующей ошибкой, как передает РИА "Новости", стало то, что на Байконуре не были проведены наземные испытания разгонного блока.

«Если бы испытания разгонного блока были проведены на космодроме до запуска ракеты, то положенный в этом случае предварительный залив, а потом слив окислителя выявил бы ошибку в расчетной формуле и последующая заправка была бы выполнена верно. Но наземные испытания были совмещены с летными, что совершенно неправильно»,— пояснил Райкунов.

Он также отметил, что комиссия, расследующая аварию, не имеет замечаний к ракете-носителю «Протон-М». Напомним, что на 20 декабря запланирован запуск с Байконура европейского телекоммуникационного спутника с помощью такой же ракеты-носителя «Протон-М».

Система менеджмента проверки качества РКК «Энергия» не сработала на нескольких уровнях, отметил Райкунов.

«Формально подписи под необходимыми документами есть. Но реально система контроля не сработала и ошибки не выявила»,— сказал он.

Версии причин потери ГЛОНАСС

Ранее эксперты называли несколько версий произошедшего. По одной из версий, высказывавшихся сразу поле падения навигационных спутников, спутники могли сгореть в плотных слоях земной атмосферы вместе с разгонным блоком ДМ-3 после выхода на нерасчетную траекторию.

Затем была озвучена еще одна версия, которая возлагала вину за падения спутников на то, что ракета-носитель «Протон-М» отклонилась от намеченного курса. Сообщалось, что разгонный блок ДМ-3, возможно, в результате ошибки в программном обеспечении придал космическим аппаратам импульс больше расчетного и в результате ГЛОНАСС вышли на более высокую орбиту, чем должны были.

Позже источник в ракетно-космической отрасли сообщил, что ракета-носитель не смогла набрать необходимую скорость и отклонилась от намеченной траектории из-за того, что вес ее головной части (разгонного блока ДМ-3 с тремя ГЛОНАСС-М) превышал расчетный. Произойти это, согласно информации источника, могло из-за сбоя в автоматической системе заправки топливом на Байконуре, в результате которой в разгонный блок было залито на 1,5–2 тонны топлива больше нормы. Читать далее: http://www.gzt.ru/topnews/accidents/-glonassy-upali-v-tihii-okean-iz-za-formuly-/339936.html?from=copiedlink

Источник GZT.RU

 

21.12.2010
Спутники "Глонасс" были застрахованы на сумму, не превышающую 5% их стоимости

Страховка спутников, которые должны были обеспечить системе «Глонасс» 100%-ное покрытие Земли, не покрывала и 5% их цены, пишет газета "Ведомости".

Как рассказал глава Федеральной службы страхового надзора Александр Коваль, три упавших в океан спутника "Глонасс-М" были застрахованы в компании «Спутник» в общей сложности на $3,5 млн. Перестраховщиком этого риска является «Русский страховой центр», договор перестрахования заключен на $3,3 млн, говорится в ответе «Спутника» на запрос страхнадзора.

Цель запроса — определить влияние объема наступивших рисков на платежеспособность страховщиков, отметил Коваль. Сложностей с выплатой страховки ни страховщиком, ни перестраховщиком он не видит: «Службу волновала только потенциальная устойчивость компаний история выплат РСЦ показывает, что компании уже приходилось сталкиваться с подобными убытками».

Участники рынка были шокированы суммой, на которую были застрахованы спутники. Как заявил предправления "Согаза" Вадим Янов, она «намного ниже их реальной стоимости». Заместитель гендиректора «Ингосстраха» Николай Галушин оценивает стоимость трех утерянных спутников и ракеты в $80-100 млн. «Ингосстрах» в прошлом году выплатил ФГУП «Космическая связь» за частичную гибель спутника «Экспресс-АМ2» почти 1,1 млрд руб., а в 1998 г. — $85 млн за гибель спутника «Купон». Такие риски на 95% перестраховываются на зарубежном рынке, отмечает Галушин.

Представитель Роскосмоса размер страховки комментировать не стал. Телефоны страхователя, ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры», вчера не отвечали. Его офис находится по одному адресу с Роскосмосом. Офис «Спутника» — в соседнем здании. На сайте "Спутника" сообщается, что риск выплаты надежно перестрахован, и компания безусловно и в пол­ном объе­ме вы­по­лнит свои обя­за­тель­ства по до­го­во­ру стра­хо­ва­ния в установлен­ные в нем сро­ки.

Представитель РСЦ Алексей Петраков подтвердил факт перестрахования спутников, добавив, что «Спутник» получит возмещение в размере переданной в перестрахование суммы после предоставления документов, подтверждающих наступление страхового случая. Условия договора он обсуждать не стал.

Спутники «Глонасс», как правило, не страхуются по договорам страхования имущества, рассказали «Ведомостям» два топ-менеджера компаний — лидеров рынка космического страхования. Страхуется ответственность, доставка и проч., но из-за невысокого качества аппаратов страховщики просят повышенный тариф. Крупные страховщики, в том числе «Согаз», предлагали свои услуги по страхованию спутников, говорил недавно Янов, но их предложения не устроили страхователя: по его данным, критерием был тариф.

Ракета-носитель "Протон-М" стартовала 5 декабря в 13 часов 25 минут с космодрома Байконур. Она выводилась не по заданной траектории, в результате чего доставила разгонный блок ДМ-03 с космическими аппаратами "Глонасс-М" не на низкую околоземную орбиту, как планировалось, а вывела их на суборбитальную траекторию.

Разгонный блок со спутниками отделился от третьей ступени ракеты-носителя и вошел в земную атмосферу. Остатки разгонного блока и спутников упали в акватории Тихого океана в 1,5 тыс. км северо-западнее Гонолулу - административного центра штата Гавайи (США).

Официальной причиной аварии названа конструкторская ошибки в формуле расчета дозы заправки жидкого кислорода в инструкции по эксплуатации системы контроля заправки.

Источник: ПОЛИТ.РУ

 

29.12.2010
Путину показали "российский аналог" iPhone 4

Вице-премьер Сергей Иванов и глава АФК "Система" Владимир Евтушенков представили премьер-министру Владимиру Путину мобильный телефон российского производства, оборудованный двойной системой навигации ГЛОНАСС-GPS, сообщает РИА "Новости". "Это первый в мире телефон с чипом ГЛОНАСС-GPS. Он соответствует iPhone 4", - заявил Евтушенков. Отличием отечественной модели от телефона компании Apple глава АФК "Система" назвал двойную навигационную систему. Он отметил, что чип российского телефона сделан по 90-нанометровому технологическому процессу, что соответствует "европейскому уровню". По его словам, это первый российский чип, изготовленный по данной технологии.

Продажи нового телефона, разработанного совместно компаниями "Ситроникс", Qualcomm и ZTE, начнутся 1 марта 2011 года. Аппарат будет стоить 10990 рублей. Отмечается, что серийное производство российского телефона будет налажено во второй половине 2011 года.

Как отмечает Лента.Ру, крупнейшие мировые производители процессоров, такие как Intel и AMD, представили чипы на основе 90-нанометрового процесса в 2004 году. Серийные процессоры Intel на основе 45-нанометрового процесса были представлены в ноябре 2007 года. По данным компании Chipworks, специализирующейся на анализе электронных систем, процессор iPhone 4 производится фирмой Samsung по 45-нанометровому процессу.

18 декабря стало известно, что программа, предусматривающая выведение на орбиту всех 24 спутников российской навигационной системы ГЛОНАСС, подвергнется корректировке. Об этом заявил глава комиссии, расследующей обстоятельства утраты трех спутников ГЛОНАССа, Геннадий Райкунов. "Для доведения группировки ГЛОНАСС до 24 космических аппаратов потребуется коррекция существующей программы на 2011 год", - заявил Райкунов. 5 декабря три спутника, которые должны были довести число космических аппаратов навигации ГЛОНАСС до 24, были затоплены в Тихом океане, так как ракета-носитель с ними на борту отклонилась от намеченной траектории на восемь градусов.

Райкунов назвал причиной неудачного запуска 5 декабря неправильно написанную формулу в технической документации на заправку разгонного блока ДМ-03. Из-за этого в топливных баках ракеты оказалось на одну-две тонны больше горючего, чем было нужно.

Ущерб от потери трех спутников составил несколько миллиардов рублей. По неофициальной информации, стоимость ракеты-носителя "Протон-М" и разгонного блока ДМ, которые должны были вывести на орбиту спутники "Глонасс-М", составляет порядка 70 миллионов долларов. До выяснения причин ЧП Роскосмос приостановил запуски ракет "Протон".

Президент Дмитрий Медведев потребовал "провести проверку утраты трех спутников группировки ГЛОНАСС и представить ему предложения об ответственности лиц, причастных к происходящему". По инфоррмации СМИ, из-за неудачного запуска спутников глава Роскосмоса Анатолий Перминов и его заместитель Анатолий Шилов могут лишиться своих должностей.

Источник Грани.ру

 

4.03.2011
Спутники ГЛОНАСС сгубила контрабанда

Спутники ГЛОНАСС дали сбой из-за того, что при их сборке использовались тайваньские микросхемы, не предназначенные для применения в космической технике, сообщает Генпрокуратура. По данным ведомства, производитель спутников - железногорское "ИСС имени Решетнева" - покупал контрабандные детали у фирм-однодневок.

Микросхемы, примененные при сборке ГЛОНАСС, относятся к категории Industry, а в космических аппаратах разрешено использовать электрорадиоизделия категорий Space и Military, поясняет "Маркер". Тем не менее в 2007 г. железногорский разработчик их все-таки закупил, а разрешение на использование иностранных комплектующих оформил в Роскосмосе в 2009 г., когда спутники уже были на орбите.

Распределение денежных средств, выделяемых государством на создание навигационной системы, начинается с конкурсов за право выполнить работы в рамках ФЦП "Глобальная навигационная система". Эти конкурсы носят лишь формальный характер, делает вывод Генпрокуратура, сопоставив объемы финансирования работ, предусмотренные в программе, с начальными ценами объявленных тендеров и суммами заключенных контрактов.

Победитель заранее известен. Он требует максимальную цену и получает контракт. А чтобы обосновать максимальную цену, в смету забивают все, что касается работ по ГЛОНАСС, и даже то, что не имеет к ним отношения. Например, "ИСС имени Решетнева" включила в стоимость работ приобретение и монтаж производственного оборудования на 84,36 млн рублей.

Использование фирм-однодневок служит хорошим подспорьем в деле максимизации затрат, так как они продают комплектующие по завышенным ценам. "Решетнев" на протяжении нескольких дней покупал у организаций, зарегистрированных на подставных лиц, перфорированные сотовые заполнители из алюминиевой фольги.

Генпрокуратура констатирует, что Роскосмос в должной мере не контролирует свои предприятия в плане качества выпускаемой ими продукции и не беспокоится, за кем сохранится интеллектуальная собственность. В итоге права на объекты, создаваемые по госконтрактам, регистрируются предприятиями-изготовителями.

Напомним, 5 декабря 2010 г. три спутника "Глонасс-М" после неудачного старта затонули в несудоходном районе Тихого океана в 1,5 тыс. км северо-западнее Гонолулу. По словам источников в ракетно-космической отрасли, ракета-носитель "Протон-М", которая должна была вывести космические аппараты на орбиту, после запуска с Байконура отклонилась от курса на восемь градусов. В Роскосмосе заявили, что спутники были выведены на нерасчетную орбиту из-за неустановленного сбоя.

Дмитрий Медведев поручил главе контрольного управления администрации президента Константину Чуйченко и генпрокурору Юрию Чайке проверить расходование средств на программу ГЛОНАСС и "представить ему предположения об ответственности лиц, причастных к происходящему". "Детские ошибки", по словам главы Роскосмоса Анатолия Перминова, только по одному неудачному запуску стоили России более 2,5 млрд рублей.

Источник: газета Утро.ru

 

23.05.2011
Прокуратура возбудила уголовное дело из-за утопленных спутников ГЛОНАСС

Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по ч.1 ст. 293 УК (халатность), усмотрев в действиях сотрудников Роскосмоса нарушения закона, повлекшие утрату спутников ГЛОНАСС в декабре 2010 г. Виновным грозит штраф, исправительные работы либо краткосрочный арест.

Генеральная прокуратура провела проверку обстоятельств, связанных с утратой трех спутников «Глонасс-М» в декабре 2010 г., и по ее результатам возбудила уголовное дело по ч.1 ст. 293 УК (халатность), сообщает ведомство.

Напомним, что ракета «Протон-М» с этими спутниками стартовала с Байконура 5 декабря прошлого года с целью завершить формирование российской спутниковой группировки ГЛОНАСС. На орбиту космические объекты так и не были выведены – разгонный блок со спутниками упал в Тихий океан.

После неудачного запуска президент Дмитрий Медведев поручил проверить расходование средств на программу ГЛОНАСС, а также провести проверку утраты спутников и предоставить ему «предложения об ответственности лиц, причастных к происходящему». Межведомственная комиссия по расследованию причин инцидента тогда пришла к выводу, что виной всему стало превышение нормы залива топлива на 1,5-2 тонны во время заправки разгонного блока.

После неудачного запуска президент Дмитрий Медведев поручил проверить расходование средств на программу ГЛОНАСС, а также провести проверку утраты спутников и предоставить ему «предложения об ответственности лиц, причастных к происходящему». Межведомственная комиссия по расследованию причин инцидента тогда пришла к выводу, что виной всему стало превышение нормы залива топлива на 1,5-2 тонны во время заправки разгонного блока.

После инцидента с утерей спутников Медведев снял с должности вице-президента и главного конструктора по средствам выведения РКК «Энергия» Вячеслава Филина и заместителя руководителя Роскосмоса Виктора Ремишевского. В конце апреля правительство отстранило от должности главы Роскосмоса Анатолия Перминова, в качестве причины указав достижение им предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе.

Как сообщает генпрокуратура, в ходе проверки, проведенной по поручению президента, были установлены случаи нарушения законодательства должностными лицами Федерального космического агентства (Роскосмос), содержащие, в том числе, признаки уголовно-наказуемого деяния, которые привели к утрате трех спутников. Материалы проверки были направлены в Следственный комитет России для решения вопроса об уголовном преследовании по выявленным нарушениям.

В действиях каких именно сотрудников Роскосмоса было выявлено нарушение закона, прокуратура не уточняет. По словам Максима Кошкина, руководителя практики уголовно-правовой защиты бизнеса юридической компании «Пепеляев Групп», возбуждение уголовного дела по факту означает, что конкретные лица, подлежащие привлечению к ответственности, на момент возбуждения уголовного дела еще не установлены. Возможно, что к ответственности могут быть привлечены несколько человек, считает Кошкин.

Виновным в утрате спутников грозит штраф до 120 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательные работы на срок от 120 до 180 часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до трех месяцев.

Стоит отметить, что в начале мая результаты проверки расходования средств на ГЛОНАСС обнародовала Счетная палата. Проверка показала, что, несмотря на своевременное и полное финансирование расходов по программе из госбюджета, к 2011 г. требуемые значения были достигнуты лишь по 18 из 28 показателей эффективности ее реализации. Чиновники также отмечают, что вопросам коммерческого использования системы ГЛОНАСС уделяется недостаточное внимание.

На ГЛОНАСС-программу в 2002-1010 гг. из федерального бюджета было выделено 98,7 млрд руб., и еще 3,3 млрд руб. – привлечено из внебюджетных источников. Ущерб от утери спутников исчисляется несколькими миллиардами рублей.

Для того чтобы спутниковая система обеспечивала полное глобальное покрытие, в ее составе должно насчитываться не менее 24 космических аппаратов (сейчас их 23). Завершить формирование группировки планировалось к концу 2010 г., теперь чиновники рассчитывают сделать это до конца 2011 г.

Стоит отметить, что в Тихом океане тонут не только российские спутники. Так, в марте 2011 г. NASA сообщала о том, что аналогичная участь постигла ее научный спутник «Глори». Авария произошла на этапе отделения спутника от носителя: носовой обтекатель ракеты, под которым находился «Глори», не отделился, в результате чего конструкция потеряла скорость и, разрушившись в атмосфере, упала в океан.

Источник C NEWS

 

1.06.2011
Сергею Иванову показали чипсет для ГЛОНАСС

Москва. 1 июня. INTERFAX.RU - Навигационный чипсет российского производства нового поколения и зарубежные образцы терминалов для автоматического сбора денежных средств за проезд по платным дорогам представили вице-премьеру Сергею Иванову в ходе его осмотра выставки "Новитек-Экспо 2011".

После выступления на 5-м международном форуме по спутниковой навигации вице-премьер С.Иванов решил посетить параллельно идущую с форумом выставку "Новитек-Экспо 2011", где он осмотрел стенд Федерального сетевого оператора ОАО "Навигационно-информационные системы", передает корреспондент "Интерфакса-АВН".

Гендиректор НИС Александр Гурко продемонстрировал вице-премьеру навигационный чипсет "ГЕОС-3", серийное производство которого начнется до конца 2011 года.

По заявлениям производителя, "ГЕОС-3" - самый компактный и дешевый двухсистемный чипсет на мировом рынке по сравнению как с текущими, так и заявленными аналогами. Планируется, что образцы нового отечественного чипсета ГЛОНАСС/GPS будут доступны для тестирования в сентябре 2011 года.

Источник "Интерфакс"

 

15.06.2011
Открытый конкурс Роскосмоса на запуск космических аппаратов системы ГЛОНАСС
Общая информация о заказе
Способ размещения заказа Открытый конкурс
Размещение заказа осуществляет Заказчик
Заказчик ИНН 7702361674 КПП 770201001 Роскосмос
Наименование заказа «Подготовка и запуски блоков № 45с, 46с космических аппаратов системы ГЛОНАСС». Шифр: «ГЛОНАСС- 45с, 46с».
Наименование лота Лот №1. Подготовка и запуски блоков № 45с, 46с космических аппаратов системы ГЛОНАСС
Начальная (Максимальная) цена контракта 483 621 745,00 Российский рубль
Этап размещения заказа Этап подачи заявок
Классификация товаров, работ и услуг 6230000 Услуги космических транспортных средств
Классификация КБК
Количество поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг указано в конкурсной документации
Место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг Плесецк
Срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (по местному времени заказчика) июль 2011 г. – декабрь 2011 г.
Особенности размещения заказа Требования не установлены
Преимущества в отношении предлагаемой цены контракта Требования не установлены
Обеспечение заявки Требования не установлены
Обеспечение исполнения контракта
Размер обеспечения исполнения контракта 193 450 000,00 Российский рубль
Срок и порядок обеспечения исполнения контракта Срок предоставления обеспечения исполнения обязательств по контракту - до заключения контракта. Способ предоставления обеспечения исполнения контракта (безотзывная банковская гарантия, выданная банком или иной кредитной организацией, договор поручительства или передача Заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита) в размере обеспечения исполнения контракта) определяется участником конкурса (победителем), с которым заключается контракт, самостоятельно.
Контактная информация
Организация Роскосмос
Почтовый адрес Российская Федерация, 107996, Москва, Щепкина, 42, -
Адрес места нахождения Российская Федерация, 107996, Москва, Щепкина, 42, -
Контактное лицо Евстратов Владимир Анатольевич
Телефон: +7 (495) 6318320
Факс: +7 (495) 6318809
Электронная почта: usvnki@roscosmos.ru
Предоставление конкурсной документации
Срок предоставления с 15.06.2011 по 18.07.2011
Место предоставления Российская Федерация, 107996, Москва, Щепкина, 42, -
Порядок предоставления указан в конкурсной документации
Официальный сайт, на котором размещена конкурсная документация размещена конкурсная документация www.zakupki.gov.ru
Внесение платы за предоставление конкурсной документации предоставление конкурсной документации Требования не установлены
Порядок размещения заказа
Вскрытие конвертов с заявками Дата и время (по местному времени заказчика):
Место:
18.07.2011 в 14:00
Российская Федерация, 107996, Москва, Щепкина, 42, -
Рассмотрение заявок Дата (по местному времени заказчика):
Место:
20.07.2011
Российская Федерация, 107996, Москва, Щепкина, 42, -
Подведение итогов Дата (по местному времени заказчика):
Место:
22.07.2011
Российская Федерация, 107996, Москва, Щепкина, 42, -

 

19.06.2011
Темпы космической инфляции увеличили цену ГЛОНАСС

По данным Счетной палаты, за девять лет спутники подорожали в 9 раз, ракета «Протон» — в 5,4 раза

Счетная палата РФ (СП) определила причины многократного превышения бюджета ФЦП «Глобальная навигационная система». По словам источника «Известий» в СП, доклад по итогам проведенной Счетной палатой проверки на прошлой неделе был направлен вице-премьеру Сергею Иванову «для принятия решений».

В тексте доклада говорится, что за пять последних лет, когда система ГЛОНАСС формировалась усиленными темпами, общие объемы ее финансирования выросли в 5,9 раза в сравнении с теми деньгами, что закладывались в бюджет программы на этапе ее принятия в 2001 году. В результате суммарный бюджет ФЦП «Глобальная навигационная система» на 2001—2011 годы составил 140 млрд рублей.Большая часть этих средств, а именно 82,9 млрд рублей, пошла на создание и восстановление космического сегмента — собственно спутникового флота.

На вопрос: «Почему так дорого?» — в докладе СП дан ответ: "Существенный рост объемов финансирования обусловлен затратным механизмом формирования цены на космические аппараты и средства их выведения, которые изготавливались монополистами в этой сфере деятельности: ОАО "Информационные спутниковые системы им. Решетнева" и ФГУП "ГКНПЦ им. Хруничева".

В результате стоимость космического аппарата «Глонасс» за 9 лет выросла почти в 9 раз, с 89,8 млн руб. до 802,1 млн руб. А цена на ракету-носитель «Протон» за этот же период выросла, по данным СП, в 5,4 раза — с 252,1 млн руб. до 1356,5 млн руб.

В 18,3 раза (!), по данным Счетной палаты, выросла изначально утвержденная смета опытно-конструкторских работ (ОКР) по созданию модернизированной версии аппарата «Глонасс-М» и спутника нового поколения «Глонасс-К». Изначально на эти проекты выделили 765,5 млн руб., но потрачено в итоге 14002,1 млн руб.

Программы ОКР по ГЛОНАСС традиционно вызывают больше всего вопросов в плане нецелевого расходования средств. К примеру, в прошлом году межрайонная ФНС № 48 по Москве уличила ОАО «Российские космические системы» (РКС), основного разработчика ГЛОНАСС, в том, что работы по госзаказу компания отдает выполнять сторонним фирмам. Но происходит это лишь на бумаге: на деле работы выполняли те же сотрудники РКС. В 2007—2008 годах РКС заплатило сторонним фирмам за такие работы 1 млрд рублей. В РКС предпочли не комментировать доклад Счетной палаты Сергею Иванову.

Заместитель гендиректора ЦНИИмаша Сергей Ревнивых, курирующий создание системы ГЛОНАСС со стороны Роскосмоса, заявил «Известиям», что стоимость космических аппаратов «Глонасс» ежегодно утверждается Федеральной службой по тарифам: "Спутники дорожают в силу объективных причин. Это и стоимость электроэнергии, металлов, комплектующих. Например, в новых космических аппаратах мы применяем строго комплектующие категории Space. Они существенно дороже, чем детали категорий Industry или Military, которые вынужденно применялись при создании предыдущих аппаратов "Глонасс".

Источник: Известия

 

21.06.2011
Космос дорожает. Роскосмос просит выделить на ГЛОНАСС более 400 млрд рублей

Роскосмос просит правительство выделить на федеральную целевую программу ГЛОНАСС более 400 млрд рублей на период до 2020 года. Это сумма почти в четыре раза превышает расходы на ГЛОНАСС с 2001-го по 2011 год.

«Мы просим на эту программу 402 млрд рублей до 2020 года», — сказал глава Роскосмоса Владимир Поповкин во вторник на авиасалоне в Ле-Бурже (цитата по «Интерфаксу»).

Там же глава Роскосмоса пообещал, что до конца 2011 года состоится запуск спутников «Глонасс-М» — впервые после неудачного старта в прошлом году, когда были потеряны три спутника (государство оценило ущерб в 4,3 млрд рублей). После этого инцидента в отставку отправился бывший глава ведомства Анатолий Перминов, на его место был назначен замминистра обороны Поповкин. Источник «Газеты.Ru» в аэрокосмической отрасли говорил, что провал запуска спутников был непосредственным поводом для недовольства Перминовым.

Поповкин говорит, что запрашиваемые средства будут направлены на поддержание группировки ГЛОНАСС на орбите, разработку навигационных карт и аппаратуры: «Сколько надо на орбитальную группировку — ни у кого не вызывает сомнения. В остальном сейчас идет дискуссия, на что и какие деньги должно выделить государство».

Часть расходов может быть связана с созданием необходимой инфраструктуры. «Основной объем работ по внедрению сетей ГЛОНАСС сосредоточен в регионах: суммарные объемы необходимого финансирования на инфраструктуру на период до 2020 г. мы оцениваем в 48 млрд рублей», — пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе федерального сетевого оператора НИС ГЛОНАСС.

Запрошенная Роскосмосом сумма соответствует реальности, считает обозреватель журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов. «Давайте считать: программа рассчитана на десять лет. Это 40 млрд в год… Все равно группировку надо менять и обновлять», — сказал Лисов. Он пояснил, что сейчас разрабатываются несколько версий новых спутников. В феврале 2011 года был запущен спутник «Глонасс-К», а к 2015 году планируется перейти к усовершенствованному спутнику «Глонасс-КМ». «Расходы на ГЛОНАСС включают и разработку новых спутников»,— отмечает Лисов.

Стоимость одного спутника ГЛОНАСС никогда не называлась, но западные аналоги оцениваются в $100—200 млн каждый.

Другая часть выделяемых средств будет потрачена на оснащение национальной спутниковой системой госучреждений, хотя это делается уже сейчас, отмечает глава Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок. «Муниципалитеты обязали установить эту систему. Теперь осталось убедить обывателей и заставить их покупать ГЛОНАСС по цене в два-три раза выше, чем аналогичный GPS», — скептичен эксперт. Установка навигационной системы ГЛОНАСС на автомобиль Lada Priora увеличила его цену на 13 тыс. рублей (о выпуске первой партии таких «Приор» «АвтоВАЗ» сообщил в марте 2001 г.). К 2013 году все автомобили, продаваемые в России, возможно, обяжут оборудовать системой ГЛОНАСС.

«ГЛОНАСС — это навсегда. Он нужен армии, а его использование в гражданских целях должно компенсировать государству часть затрат», — выражает оптимизм Лисов.

Запрашиваемая Роскосмосом сумма беспрецедентна для истории ГЛОНАСС. За десять лет существования программы ГЛОНАСС (ФЦП была утверждена в 2001 г.) федеральный бюджет выделил на нее всего немногим более 100 млрд руб.

Что такое ГЛОНАСС: Федеральная целевая система ГЛОНАСС (глобальная навигационная система) была принята в 2001 году. Она базировалась на разработках советских ученых, первый спутник был выведен на орбиту еще в 1982 году....

При этом Счетная палата России в мае 2011 года констатировала, что программа за 2001—2011 годы не была выполнена в полном объеме «Проверка показала, что, несмотря на своевременное и полное финансирование из бюджета расходов по программе, к 2011 г. требуемые значения были достигнуты по 18 из 28 показателей эффективности реализации ее выполнения», — говорилось в сообщении Счетной палаты.

В Минфине «Газете.Ru» заявили, что решение о выделении запрошенных Роскосмосом средств еще не принято, но ФЦП входит в число приоритетных.

«Необходимость реализации ФЦП ГЛОНАСС не подлежит сомнению. Минфин работает над поручением правительства о рассмотрении проекта программы. Окончательное решение относительно объемов финансирования пока не принято. ГЛОНАСС, как и ряд других ФЦП, является приоритетной, и размер рассматриваемых средств будет определяться, исходя из возможностей бюджета с учетом важности решаемых задач», — заявил руководитель пресс-службы Минфина Андрей Матвеев.

Сейчас правительство верстает проект бюджета на новую трехлетку — с 2012-го по 2014 г. По планам Минфина в конце июня правительство должно будет обсудить основные направления бюджетной политики и сформулировать основные характеристики бюджета. Пока же обсуждаются пришедшие от ведомств заявки на финансирование. Как уже писала «Газета.Ru», всего в соответствии с материалами первого бюджетного совещания совокупная стоимость заявок на увеличение финансирования, пришедшая в Минфин, составляет более 2 трлн рублей. Обеспечение есть в лучшем случае на половину этих заявок. В понедельник, 20 июня, совещание по расходам федерального бюджета и федеральным целевым программам прошло у премьер-министра Владимира Путина. На нем он заявил, что финансирование федеральных целевых программ будет увеличено до 923 млрд рублей. «Приоритет, как и прежде, будем отдавать научным исследованиям, внедрению инноваций и развитию высоких технологий», — заявил он, тут же вспомнив про ГЛОНАСС: «Мы уже вложили серьёзные средства в развитие инфраструктуры нанотехнологий, в глобальную навигационную систему. Отмечу, что до конца текущего года орбитальная спутниковая группировка ГЛОНАСС будет доведена до штатного состава. Государственные ресурсы и в дальнейшем должны быть мобилизованы на прорывных направлениях».

Источник: Газета.ру

 

6.07.2011
ГЛОНАСС возглавил экс-премьер-министр России
Глава МЧС Сергей Шойгу и замминистра связи Наум Мардер покинули совет директоров НИС — регулятора рынка ГЛОНАСС-услуг. Новым председатель совета директоров стал бывший премьер-министр Евгений Примаков.

Компания «Навигационные информационные системы» (НИС), ответственная за разработку единых правил для производителей ГЛОНАСС-решений, сообщила об избрании ее акционерами нового совета директоров. В соответствие с поручением президента Дмитрия Медведева об уходе чиновников из советов директоров, совет НИС покинули ряд государственных деятелей, включая его председателя, министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) Сергея Шойгу.

Кроме того, из совета директоров выбили заместитель министра связи и массовых коммуникаций Наум Мардер, заместитель министра транспорта Андрей Недосеков, ушедший недавно в отставку глава Федерального космического агентства Анатолий Перминов и его заместитель Анатолий Шилов. Вместо них появились четверо независимых директоров, в частности, новым председателем совета стал академик, в недавнем прошлом — известный политик Евгений Примаков.

В 1991-96 гг. Примаков возглавлял Службу внешней разведки, в 1996-98 гг. был министром иностранных дел. В сентябре 1998 г. стал премьер-министром, причем его назначение смогло остановить намечавшееся серьезное противостоянии Госдумы и тогдашнего президента Бориса Ельцина. В мае 1999 г. Примаков был отправлен в отставку, после чего он возглавил предвыборный блок «Отечество — Вся Россия».

Благодаря высокой популярности, полученной за время работы в Белом доме, Примаков в середине 1999 г. считался наиболее вероятным претендентом на президентское кресло. Однако в ходе декабрьских думских выборов первое место занял блок «Единство», поддержанный тогдашних премьер-министром и будущим президентом Владимиром Путиным. В итоге Примаков не стал баллотироваться в президенты: сначала он возглавил фракцию в Госдуме, затем перешел в Торгово-промышленную палату, которой руководил до начала этого года.

Присутствие Сергея Шойгу в совете директоров НИС было важным для компании, отмечает источник в АФК «Система» (владеет 51% акций НИС). В числе прочего Шойгу активно помогал НИС в продвижение проекта «ЭРА ГЛОНАСС», предполагающего постепенное оснащение всего автотранспорта приемниками ГЛОНАСС и модулями сотовой связи для передачи координат аварий в диспетчерские центры МЧС. Впрочем, Шойгу вышел из совета не вследствие противоречий, а из-за указания Медведева, так что компания надеется на продолжение продуктивной работы с ним, добавляет собеседник CNews.

Директор Института национальной стратегии Станислав Белковский считает назначение Примакова главой совета НИС благодарностью со стороны главного куратора программы ГЛОНАСС, вице-премьера Сергея Иванова, который в 90-х годах работал в Службе внешней разведки под руководством Примакова. «К тому же в случае неудачи ГЛОНАСС уважаемого 82-летнего политика трудно будет обвинять в провале проекта», - считает Белковский.

Среди других независимых директоров — вице-президент производителя навигационных карт Navteq Янис Моисидис, президент Ассоциации международных автомобильных перевозок Евгений Москвичев и вице-президент по техническому развитию «АвтоВАЗа» Евгений Шмелев. Серьезно изменился и состав директоров, представляющих АФК «Система»: вместо 7 их сейчас 6, причем из прежних остались только гендиректор концерна РТИ (принадлежит АФК «Система») Сергей Боев и глава НИС Александр Гурко. Среди выбывших директоров — основной акционер АФК «Система» Владимир Евтушенков и экс-президент «Комстар — ОТС» (сейчас объединен с контролируемым «Системой» сотовым оператором МТС) Сергей Приданцев.

Новыми представителями АФК «Системы» в совете стали ее первый вице-президент Антон Абугов, первый замгендиректора РТИ Игорь Темиров, гендиректор «М2М Телематика» (в прошлом году приобретен «Системой») Игорь Грушелевский и замгендиректора НИС по маркетингу Андрей Буравин. Еще три места в совете директоров получила корпорация «Российские космические системы», владеющая 49% акций НИС. Это ее гендиректор и генеральный конструктор ГЛОНАСС Юрий Урличич, его заместитель Александр Дунаев и помощник Владимир Гвоздев.

Источник: C NEWS

 

7.07.2011
Новое в федеральном законодательстве

Хозяйственная деятельность
Постановление Правительства РФ от 29.06.2011 N 510 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2009 г. N 549"


Расширен перечень основных задач и функций федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности
Федеральный сетевой оператор создан в целях обеспечения единства технологического управления в сфере навигационной деятельности и оказания услуг в указанной сфере для федеральных государственных и иных нужд.

В перечень основных задач и функций федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности были добавлены, в частности:

  • достижение бесперебойного функционирования объектов навигационной деятельности, которые функционируют с использованием ГЛОНАСС и оператором которых определен федеральный сетевой оператор;
  • обеспечение совместимости российских средств навигации со средствами навигации других государств;
  • внедрение современных технологий в сфере навигационной деятельности в интересах социально-экономического развития России и др.

Установлено также, что федеральный сетевой оператор ежегодно представляет доклад об итогах исполнения возложенных на него функций в Роскосмос.

Полный текст документа

 

18.07.2011
С.Иванов: Моя мечта - оборудовать все мусоровозы ГЛОНАСС

Вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов считает необходимым оснастить все автомобили-мусоровозы в России ГЛОНАСС. Такое мнение он высказал журналистам во время посещения автоцентра АВТОВАЗа в Москве.
"Моя мечта - оборудовать все мусоровозы ГЛОНАСС", - сказал С.Иванов. По его мнению, это позволит значительно улучшить экологическую обстановку в стране.
"Не секрет, что зачастую мусоровозы вывозят мусор не на сертифицированные полигоны, расположенные далеко от городов, а до ближайшего леса", - отметил он. По мнению вице-премьера, лишь установка навигационных систем, которые будут отслеживать перемещение автотранспорта, позволит решить эту проблему, а также сократить число "левых" рейсов.
С.Иванов напомнил, что в настоящее время ГЛОНАСС оснащаются в основном машины государственных служб, пожарных, автомобили ДПС и скорой помощи.

Источник: РБК

 

4.08.2011
Правительство назначило единственного навигационного подрядчика для государственного автопарка
На прошлой неделе российское правительство определилось, кто будет устанавливать модули ГЛОНАСС на государственных автомобилях. Единственным подрядчиком станет дочернее предприятие АФК «Система» — «Навигационно-информационные системы» (НИС). Эксперты полагают, что, с одной стороны, это поможет избежать ненужных затрат на проведение тендеров, а с другой — ущемит права многих российских игроков на этом рынке.

В конце июля правительство выпустило распоряжение за №1309-р, по которому единственным исполнителем заказа на установку ГЛОНАСС в принадлежащих государству машинах будет дочернее предприятие АФК «Система». Речь идет о том, что «НИС ГЛОНАСС» сможет без проведения конкурса устанавливать оборудование ГЛОНАСС на машинах скорой помощи, МЧС, милиции, пожарной службы и других автомобилях, находящихся в федеральной собственности.

«Решение будет способствовать обеспечению единой технической политики по совместимости государственных навигационно-информационных систем. Это исключит дублирование работ, финансируемых за счет средств федерального бюджета, и обеспечит консолидацию закупок. Наша цель — более эффективно планировать производство предприятий отрасли», — заявил генеральный директор «НИС ГЛОНАСС» Александр Гурко.

«Принятое постановление не сильно отразится на рынке, — считает руководитель проекта GPS-club Александр Коломенский. — В любом случае частным компаниям для оснащения федерального автотранспорта ГЛОНАСС-оборудованием придется тесно работать с государственными структурами, и будет рациональнее, если на рынке появится единая компания, которая установит определенные стандарты».

«Такое решение сильно ограничит и монополизирует рынок, — отмечает директор по развитию компании «Русские навигационные технологии» (РНТ) Олег Раус. — Возникает несколько вопросов — например, может ли компания, которая должна регулировать рынок, присутствовать на нем, и куда смотрит ФАС. Наш рынок активно развивается, в частности благодаря активной конкуренции. При сложившейся ситуации значение конкурентной борьбы на рынке будет нивелировано».

Компания «Навигационно-информационные системы» создана осенью 2007 года. Контрольный пакет компании (51% акций) принадлежит АФК «Система», 49% акций владеет государство через Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения.

Источник:РБК daily

Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2011 N 1309-р

 

8.08.2011
От ГЛОНАСС отрезали половину бюджета
Бюджет ФЦП «Глобальная навигационная система» на 2012–2020 годы уменьшился до 249 млрд рублей

Роскосмос направил в правительство РФ новый вариант федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система (ГЛОНАСС)» на период 2012–2020 гг. Ее бюджет — 249,4 млрд рублей — почти в два раза меньше суммы, запрошенной Роскосмосом на ГЛОНАСС весной 2011 года.

— Новый вариант концепции ФЦП направлен в правительство 13 июля, — рассказал «Известиям» высокопоставленный источник в Роскосмосе, — в нем урезано все что можно и даже более того. Это уже четвертая редакция проекта ФЦП. У нас она условно называется «Сокращенный вариант».

Самый первый проект ФЦП появился на свет в ноябре прошлого года. В Роскосмосе этот вариант программы назвали «Форсированный» — в нем все было по максимуму, включая бюджет — 543,6 млрд рублей на период 2012–2020 гг. Для сравнения: общий объем финансирования по действующей сегодня ФЦП ГЛОНАСС на период 2001–2011 гг. составил 116,9 млрд рублей.

В дополнение к существующей орбитальной группировке форсированный вариант ФЦП по ГЛОНАСС предполагал создание еще двух космических навигационных комплексов: высокоорбитального и геостационарного. Также в первый вариант программы были вписаны планы по созданию картографического и геодезического космических комплексов. Геодезию и картографию, безусловно, можно считать родственными темами по отношению к навигации. Но в традиционном понимании эти задачи принято относить к теме «Дистанционное зондирование Земли» (ДЗЗ).

От форсированного варианта Роскосмос отказался довольно быстро — к январю этого года родился новый проект ФЦП под названием «Модернизированный» с бюджетным финансированием в 462,2 млрд рублей. Экономия в 80 млрд была достигнута путем вычеркивания высокоорбитального и геостационарного комплексов.

По словам собеседника в Роскосмосе, модернизированный вариант ФЦП был разослан на согласования в министерства и, как и ожидалось, вызвал много вопросов у Минэкономразвития и Минфина. Вопросы, в частности, касались заявленных в проекте ФЦП работ по геодезии и картографии. Снять эти вопросы Роскосмос попытался в следующей редакции ФЦП под названием «умеренный вариант». Данный текст появился в июне и предусматривал бюджетные затраты в объеме 402,7 млрд рублей. Экономия в нем достигалась вычеркиванием геодезической космической системы стоимостью 43,8 млрд рублей, исключением статьи «навигационная аппаратура потребителей» на 9,3 млрд рублей и незначительным урезанием других статей.

«Умеренный вариант», по словам представителей Роскосмоса, также был воспринят в штыки Минэкономразвития. Из него пришлось вырезать статью «Картографическая космическая система» на 49,2 млрд рублей, сократить до минимума статью «Гражданское использование ГЛОНАСС» — с 38,3 млрд до 4,6 млрд.

Урезание последнего пункта бьет по планам Минтранса оснастить навигационным оборудованием весь российский транспорт — от самолетов до муниципальных троллейбусов и мусоровозов. Эти мероприятия лежали в основе статьи о гражданском использовании системы. На 25 млрд рублей пришлось урезать бюджет на восполнение и развитие космического флота ГЛОНАСС, на 10 млрд сократилась статья Минобороны «Специальное применение ГЛОНАСС», в девять раз — до 1,2 млрд рублей — ужался бюджет на исследования и эксперименты по перспективным элементам ГЛОНАСС. На 10 млрд сократили бюджет на реконструкцию и перевооружение предприятий, делающих спутники (основным получателем денег здесь планируется ОАО «ИСС им. Решетнева»).

В итоге проект бюджета ФЦП по ГЛОНАСС снизился до 249,42 млрд рублей (см. диаграмму). Это и есть «сокращенный» вариант программы. Данную редакцию проекта ФЦП в ведомстве сегодня считают наиболее жизнеспособной. «Минэкономразвития жестко настаивает, чтобы затраты по ФЦП в ближайшие три года не превосходили уровень 2011 года — последнего года реализации ФЦП по ГЛОНАСС 2001–2011 годов, — говорит собеседник «Известий» в Роскосмосе. — Бюджет этого года — 19,3 млрд рублей. В последнем варианте проекта ФЦП до 2020 года затраты на следующий год планируются в объеме 20,5 млрд рублей, на 2013-й — 21,5 млрд, на 2014 год — 23,1 млрд. Это не совсем то, чего добивается Минэк, но уже очень близко».

В Роскосмосе официально не комментируют ход подготовки ФЦП по ГЛОНАСС.

Заместитель гендиректора ЦНИИМАШа Сергей Ревнивых, один из соавторов проекта новой ФЦП, заявил «Известиям», что бюджет 249,42 млрд рублей недостаточен для того, чтобы ГЛОНАСС стал полноценным конкурентом других навигационных систем, прежде всего GPS.

— Наиболее чувствительно то, что сокращены расходы на все элементы космической системы ГЛОНАСС, что не позволит обеспечить конкурентоспособность и паритет с другими навигационными системами на период до 2020 года. Утверждение программы с параметрами 249,421 млрд рублей означает фиксацию достигнутых на сегодня характеристик системы, это худший вариант из возможных. Столь радикальное урезание бюджета чревато тем, что к 2020 году ГЛОНАСС потеряет всю свою привлекательность как система массового гражданского применения. Потому что такие характеристики, как точность и надежность сигнала, нам с таким бюджетом повысить до конкурентоспособного уровня не удастся.

Источник: Известия

 

31.05.2012
На Алтае руководству ряда учреждений Минтруда и Минобразования не ясно назначение установленного оборудования ГЛОНАСС
Прокуратурой республики 24-25.05.2012 года министру труда и социального развития Республики Алтай и министру образования, науки и молодёжной политики Республики Алтай внесены представления.

Поводом для внесения представлений явились факты нарушений ФЗ «О бухгалтерском учете», выразившиеся в ненадлежащем оформлении передачи подведомственным министерствам учреждениям бортового навигационно-связного оборудования (БНСО) «ГЛОНАСС», их постановке на бухгалтерский учет в качестве основных средств. Кроме того, в нарушение ст. 34 БК РФ установленное оборудование на момент проверки фактически не использовалось по целевому назначению. Например, в Министерстве труда и социального развития РА движение автотранспорта подведомственных учреждений отслеживалось с сентября по декабрь 2011 года, в Министерстве образования, науки и молодёжной политики РА контроль за эксплуатацией транспорта фактически передан самим подведомственным учреждениям, которые данную работу не выполняют. Руководству учреждений, на транспортных средствах которых установлена система «ГЛОНАСС», до сих пор в полной мере не ясно назначение данного оборудования и способы его эксплуатации. Обучение персонала на предмет использования абонентских терминалов не проводилось. До настоящего времени не отрегулированы с поставщиком вопросы организации эксплуатации подведомственными учреждениями данного оборудования. Каналы связи поставщиком данного оборудования не предоставляются, поскольку абонентская плата ему не платится.

Вышеуказанные нарушения выявлены в ходе проверки целевого использования бюджетных средств, выделенных в рамках РЦП "Установка систем ГЛОНАСС на предприятиях ЖКХ, транспортного обслуживания населения, бюджетной сферы Республики Алтай на 2011 - 2015 годы", утверждённой постановлением Правительства РА № 201 от 16.09.10 г.


Источник: Новости прокуратуры РФ

 

1.06.2012
Медведев ударил по ГЛОНАСС-монополии

Правительство отбирает у «НИС ГЛОНАСС» статус федерального навигационного оператора и возлагает его функции на недавно созданное некоммерческое партнерство, в числе учредителей которого сразу несколько компаний, включая «Яндекс» и «Мегафон». Помимо этого правительство лишает «НИС» и статуса единственного исполнителя по ряду крупных госпроектов.

Председатель правительства Дмитрий Медведев 25 мая 2012 г. подписал постановление о координации работ и оказании услуг в сфере навигационной деятельности, согласно которому функции федерального сетевого оператора в этой сфере будет выполнять некоммерческое партнерство «Содействие развитию и использованию навигационных технологий».

Ранее функции федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности выполняла компания «Навигационно-информационные системы» (НИС ГЛОНАСС) (на 70,01% принадлежит АФК «Системе», на 29,99% - «Российским космическим системам»). Их на компанию правительство возложило в 2009 г. В этом качестве НИС должна была создавать условия для массового внедрения технологий ГЛОНАСС на российском и зарубежном рынках, участвовать в разработке госполитики в области коммерциализации ГЛОНАСС, создавать навигационно-информационные системы на основе ГЛОНАСС в интересах крупных отраслевых и госзаказчиков и др.

В 2010 г. правительство выпустило распоряжение, сделавшее НИС единственным исполнителем госзаказа на реализацию проекта по созданию системы экстренного реагирования на ДТП «ЭРА ГЛОНАСС». Со вступлением в силу постановления правительства от 25 мая 2012 г. это распоряжение также утрачивает силу. Утратит силу и постановление 2011 г., согласно которому НИС являлась единственным исполнителем госзаказа по оснащению федеральных транспортных средств навигационно-связным оборудованием с ГЛОНАСС.

О создании некоммерческого партнерства, которое правительство назначает федеральным оператором по навигационной деятельности, было объявлено 18 мая. Его учредителями стали НИС, «Яндекс», «Мегафон», «РТКомм.РУ», «Сумма Телеком» и Ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС – Форум». Президентом свежесозданной структуры стал гендиректор НИС Александр Гурко. МТС, которая, как и НИС, подконтрольна АФК «Системе», в список учредителей не вошла.

По итогам первого собрания учредителей был утвержден устав и выбран совет партнерства. В него вошли Александр Гурко, Аркадий Волож (гендиректор «Яндекса»), Владимир Андросик (председатель совета директоров «Сумма Телеком»), Иван Таврин (гендиректор «МегаФона»), Александр Провоторов (президент «Ростелекома») и Андрей Куприянов (исполнительный директор Ассоциации «ГЛОНАСС / ГНСС – Форум»).

В НИС отказались от комментариев по поводу перераспределения функций. Источник CNews в одном из игроков ГЛОНАСС-рынка, пожелавший сохранить анонимность, считает, что таким образом идет очередной передел рынка: в разных регионах должны появиться отдельные операторы, доминирующие на своей территории. Он также отмечает, что рынок начал двигаться в сторону демонополизации после того, как в конце 2011 г. вице-премьером по вопросам модернизации стал Владислав Сурков. В свою бытность премьер-министра Владимир Путин поручил ему, в числе прочего, курировать и ГЛОНАСС. Однако окончательной ясности, кто из игроков чем будет заниматься, пока нет, добавляет источник.

В постановлении правительства от 25 мая говорится, что функции с НИС на некоммерческое партнерство предложило переложить Министерство транспорта. Последнее, напомним, недавно также опубликовало проект постановления о создании системы экстренного реагирования на ДТП «ЭРА ГЛОНАСС», согласно которому заниматься развитием системы в регионах будут региональные операторы. Из документа также следует, что уже к 1 августа 2012 г. необходимо разработать требования к этим операторам и успеть провести конкурс по их выбору.

Источник: C-News

 

5.06.2012
МТС и «Вымпелком» готовы войти в некоммерческое партнерство ГЛОНАСС

Некоммерческое партнерство «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (НП ГЛОНАСС) начнет принимать новых членов после утверждения организационно-уставных документов, которые находятся на согласовании у действующих членов организации, заявил гендиректор ОАО «Навигационно-информационные системы» (НИС ГЛОНАСС) Александр Гурко на встрече с журналистами в Москве.

«Некоммерческое партнерство – открытая организация. В настоящее время желание присоединиться к нему уже высказали «Вымпелком» и МТС», – сказал Гурко.

По словам руководителя НИС, в уставных документах партнерства, находящихся на согласованиях, будут прописаны в числе прочего правила и условия приема новых членов. Само партнерство будет существовать и работать за счет вступительных и ежегодных взносов его членов. При этом первоочередными задачами НП Гурко назвал подготовку нормативно-правовых актов, регламентирующих работу и развитие системы ЭРА-ГЛОНАСС, а также взаимодействие с органами власти.

НП по решению правительства России будет выполнять функции федерального сетевого оператора ГЛОНАСС. Ранее федеральным оператором ГЛОНАСС было НИС ГЛОНАСС («дочка» АФК «Система»), являющееся также единственным исполнителем госзаказа на реализацию проекта по созданию системы экстренного реагирования на ДТП «ЭРА-ГЛОНАСС».

Учредителями НП стали НИС ГЛОНАСС, «Яндекс», «Мегафон», «РТКомм.РУ» («дочка» «Ростелекома»), «Сумма Телеком» и Ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС – Форум». Президентом этой структуры стал гендиректор НИС Александр Гурко.

Источник: Газета.ru

 

5.07.2012
В субъектах Российской Федерации, входящих в международные транспортные коридоры, началось комплексное внедрение технологий ГЛОНАСС.

Главами 33 субъектов Российской Федерации подписано четырехстороннее соглашение о взаимодействии в сфере навигационной деятельности с членами недавно созданного Некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий», Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством регионального развития Российской Федерации.

Субъекты - участники Соглашения входят в международные транспортные коридоры Север-Юг, Восток-Запад.

На сегодняшний день соглашения подписаны с Московской, Воронежской, Рязанской, Владимирской, Тверской, Смоленской, Тамбовской, Ленинградской, Нижегородской, Курганской, Челябинской, Новгородской, Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Тюменской, Иркутской, Новосибирской, Омской, Кемеровской, Курской, Амурской областями, Забайкальским, Хабаровским, Красноярским, и Приморским краем, республиками Башкортостан, Якутия, Татарстан, Калмыкия, Чувашия и Бурятия, а также с Еврейской автономной областью.

Основными направлениями взаимодействия между участниками соглашения является применение унифицированных подходов при создании систем мониторинга и управления автомобильным транспортом на основе технологий ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Это обеспечивает возможность интеграции региональных центров спутникового мониторинга ГЛОНАСС с системой контроля автомобильного транспорта Ространснадзора, а также мониторинг автомобилей, перевозящих пассажиров общим количеством от 8 человек и более, школьных автобусов, автомобилей скорой помощи, транспортных средств, перевозящих опасные, тяжеловесные и крупногабаритные грузы, автотранспорт ЖКХ.

«Развитие крупных транспортных коридоров Север-Юг, Восток-Запад должно сопровождаться глобальной модернизацией транспортной инфраструктуры. Совместно с партнерами мы будем создавать региональные навигационно-информационные системы, разрабатывать решения по геодезическому и картографическому обеспечению, внедрять систему экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», разворачивать пилотные зоны и диспетчерские центры в субъектах РФ. Это способствует повышению комплексной безопасности транспортной системы и улучшению инвестиционного климата отрасли данных субъектов Российской Федерации», - отметил Президент Некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» Александр Гурко.

Источник: GPS-CLUB

 


спутниковый мониторинг | оборудование gps слежения | центр мониторинга автотранспорта | контактная информация